Глуцкая Наталья Александровна

[media url=»http://kemschool24.ru/images/teachers/glutskaya.jpg» width=»500″ height=»400″]

  • Род.: 14.11.69
  • Учебное заведение: Кемеровский институт культуры
  • Год окончания: 1993
  • Категория: высшая
  • Повышение квалификации: КРИПКиПРО, март-апрель 2016

Публикации Глуцкой Натальи Александровны

Детская творческая одаренность

Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов развития творческой одаренности детей в различных видах творческой деятельности, в том числе и в хореографической.
Одаренность определяется как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности». Под одаренностью также понимают «совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность ученика в определенной области и выделяющую его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях». На наш взгляд, одаренность – это проявление способностей в многочисленных видах деятельности, это качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал.
Одаренные дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Такие дети особо остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Любой одаренный ребенок выделяется отличительными, заметными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. «Но одаренные обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативное собственное мнение. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач».
Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка можно определить визуально, «невооруженным глазом», является хореографическая деятельность. Среди многочисленного числа детей, желающих научиться танцевальному искусству, встречаются дети, способные не только сделать танцевальное искусство своей профессией, но и внести в него «свежую струю», новые идеи. Используя метод наблюдения, можно сразу увидеть и распознать способности ребенка к хореографической деятельности. Также существует множество критериев, по которым происходит выявление одаренных в области хореографии детей, это наличие музыкального слуха, пластика, координация движений, ритм, память, эмоциональность, гибкость, растяжка, точное наглядное исполнение, выносливость как физическая, так и психологическая. Наличие или отсутствие этих данных определяется с помощью различных танцевальных упражнений.
Одаренность возникает либо «как спонтанное самопроявление своеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих для своего развития соответствующей практической деятельности, либо как физические и нервно-психические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую вовлекаются дети». В любом случае развитие одаренности требует условий для развития задатков и склонностей. Родители должны быть заинтересованы в первую очередь в развитии одаренности. Именно они с малых лет поддерживают ребенка в его начинаниях. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из нее информацию, помогать ему самопроявляться, самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
Одаренность не сводится к сумме навыков и умений, хотя и требует их наличия в опыте человека. Одаренность развивается на основе врожденных задатков, то есть анатомо-физиологических особенностей. Ее развитие происходит только в условиях целенаправленной деятельности (например, в области танцевального искусства) и тесно связано с теми определенными требованиями, которые предъявляет ребенку эта деятельность.
Одаренность – это яркое воображение и способность к творчеству; дар и испытание, как для одаренного ребенка, так и для окружающих его взрослых (родителей, педагогов). Воспитание одаренных детей требует индивидуального подхода к каждому из них. Так как одаренность всегда сопровождается «изменениями в поведении в сторону сверхчувствительного восприятия окружающего мира, личной системой ценностей, сильно развитым чувством справедливости, нетерпимостью и, порой, чрезмерной конфликтностью. Часто в поведении одаренных детей проявляется склонность к повышенному уровню тревожности и преувеличиваемым страхам».
Одаренные дети очень разные, непохожие друг на друга. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем, известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
Особо «яркая одаренность свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, и что особенно важно интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу».
Вопрос об общей и специальной одаренности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. С возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. «И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности».
Выделив специфику детской одаренности, которая проявляется у ребенка в разных видах активности, можно подчеркнуть о необходимости организовать особую работу педагогов с одаренными детьми.

Особенности выявления и развития одаренности детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность по хореографии

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. «Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам. Охарактеризовать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит, искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» заключаются в легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека». Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Работа с одаренными детьми требует особых усилий от педагогов, которым самим приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. Поэтому, сегодня в образовательных учреждениях, любительских объединениях (кружках, студиях, секциях) накоплен определенный опыт работы по развитию одаренности детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из главных задач и во внеурочной деятельности на занятиях хореографией.
Благоприятными условиями для развития одаренных детей на занятиях хореографией во внеурочное время могут являться: любовь педагога к ребенку и к педагогическому труду, хорошее знание своего предмета; сотрудничество педагога и обучающихся; пример творческой работы самого педагога; уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; индивидуальный подход к обучающимся; творческий климат в коллективе. Задача педагога – поверить в ученика, разглядеть и помочь развить в каждом ребенке творческое начало, то особенное, индивидуальное, что впоследствии может стать талантом. От педагога зависит судьба сегодняшних одаренных детей, а завтра – будущих великих балетмейстеров-хореографов. Нужна всего лишь поддержка, внимание, участие в судьбе ребенка.
Работа с одаренными детьми на занятиях хореографией заключается в том, что она направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и музыкального искусства. Учащиеся осваивают сюжетно-тематические произведения и высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную, тем самым развивают свое мировоззрение в различных направлениях. В ходе постановочной работы дети постигают музыкально-танцевальную природу искусства, тем самым развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передавать музыкальное произведение и содержание образа движения. Как мы видим, возможности хореографического искусства в развитии одаренного ребенка неоценимы. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.
Бывает так, что ребенок имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в хореографической деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности, это может зависеть, например, от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).
Методики развития творческой одаренности детей должны охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления, воображения, способностей.
Педагог хореографии особо обращает внимание на показатели чувства ритма, музыкального слуха, способностей копировать движения, хорошей двигательной памяти, высокий уровень данных показателей свидетельствует об эффективном развитии творческой одаренности детей.
Результаты развития творческой одаренности детей могут быть высокими, если педагог и семья работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Хореографическую одаренность (как и любую другую) нельзя напрямую связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность в детские годы не всегда обеспечивает высокие достижения в дальнейшей (в т.ч. профессиональной) деятельности человека. Однако судят о детской одаренности в области хореографии все же по достижениям.
В ходе практической деятельности мы не раз сталкивались с одаренными детьми. Уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают все налету, учатся, как бы играючи. Показателями одаренности детей в области хореографии можно назвать следующие: переживание чувства удовольствия от процесса танцевального искусства, поразительное упорство и трудолюбие как следствие увлеченности; ненасытная любознательность, неприятие стандартных, типичных ситуаций и заданий и готовых схем; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству; готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований. Забота о развитии учеников в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должна содействовать тому, чтобы каждый стал нужным членом общества, смог наиболее полно выявить и применить свои способности.
Работа с людьми – это всегда трудно, а с детьми тем более. У руководителя должны быть способности работать с людьми, а также опыт и знания, которые он может передать. Детям должен быть интересен замысел танца.
Чаще всего детей приводят в танцевальный зал родители, потому что им хочется, чтобы сын или дочка занимались хореографией. Есть дети, которым просто не интересно. Очень жалко, конечно, когда уходят дети с хорошими природными данными. Чаще всего нужно надавить на ребенка, убедить: заниматься нужно. Большую роль играет позиция родителей. Иногда за неуспеваемость в школе наказывают ребенка и не пускают на занятия. Стоять у станка – труд, а не развлечение, как думают многие родители.
Не все люди способны развивать в себе танцевальные способности. Существует мнение, что это связано с приобретенными в детстве психологическими травмами, барьерами, которые не дают раскрепоститься, научиться чувствовать свое тело, чтобы двигаться красиво. Это мы и называем отсутствием данных. Может ребенок и будет стоять у станка, но не каждый в состоянии запомнить танцевальные комбинации. Любой ребенок может заниматься – это все равно будет полезно для его развития, но результат у всех будет разным. Нужны природные данные: гармоничное телосложение, артистизм, выносливость, хорошее здоровье, целый комплекс физических и духовных качеств, а также чувство ритма, музыкальность, и очень хорошая зрительная память, чтобы танцевать профессионально. Если нет медицинских противопоказаний, учиться танцевать может каждый. Но научатся не все. Для того чтобы танец получился нужно в него вложить душу, раскрыть образ, надо работать над характером. Нужно раскрыть индивидуальность каждого ребенка и потом, все эти индивидуальности подчинить одному общему замыслу. Чтобы этого достичь, требуется работать не месяц и не один год. Обыкновенные движения в танец превращает образ, манера, характер, душа.
Для одаренных детей характерны хорошая память, ярко выраженное своеобразие сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний, быстрое восприятие, но данные показатели могут являться лишь основанием для предположения о хореографической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Чтобы утверждать о безусловном наличии хореографической одаренности, необходимо увидеть в ребенке следующие ее признаки: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование новых движений и новых задач в условиях заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения примером, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Танцы положительно влияют как на настоящее, так и на будущее ребенка, поэтому, если он хочет посещать занятия – необходимо пойти ему на встречу.
Доказано, что частое вдумчивое прослушивание красивой музыки, особенно классических произведений, самым положительным образом влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Но не только это положительно влияет на ребенка во время занятий хореографией. Ему также приходится постоянно ловить ритм, уметь чувствовать и понимать музыку, «ловить» ее. Это также развивает и вкус к самой музыке.
Выступления требуют также хорошей памяти: нужно помнить, когда вступать, а когда нет, как двигаться, какое движение идет вслед за каким, какова структура и последовательность танца. Так что хореография развивает также и память ребенка, заставляя его думать головой. Особенно актуально для детей еще и то, что они начинают понимать собственное тело, осознавать зависимости, его свойства. Они начинают понимать, что танец — это не просто беспорядочное, хаотичное размахивание руками и ногами на свой собственный лад, а особое искусство. Дети начинают учиться двигать головой, вослед рукам, руками, вслед за ногами, выполнять одной рукой — одно движение, и в то же время второй рукой — другое движение. Это заставляет полушария мозга кооперироваться для совместной работы, усиливает их связь, что впоследствии, гарантирует стабильный рост интеллекта у ребенка.
Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, способность видеть изучаемый танец в системе разнообразных связей; склонность отыскивать и формулировать общие алгоритмы движения.
Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности детей заниматься танцами. Многие родители считают, что если ребенок занимается хореографией, то обязательно он должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами позволяют ребенку дать выход энергетике, заряжая одновременно его бодростью. Хореография для детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и, как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребенка в танце, используя импровизацию, способствует и умственному развитию, поэтому хореография принесет только пользу. Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, в общем, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определенных высот дают профессионализм в исполнении.
Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности часто противоречивы в своих проявлениях. Однако, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. Определить «явную одаренность возможно только в ходе длительного применения комплекса методик, что все равно может привести к неточным выводам».
Решающим условием проявления одаренности является широта всеобщего образования и разнообразие возможностей хореографического искусства. «Закон случайного спонтанного проявления разнообразных способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил». Раннее обнаружение хореографических дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Поэтому, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.
Для развития хореографической одаренности необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. «Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесс творчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшее нравственно-эстетическое удовлетворение и наслаждение, возмещающий все издержки сурового отношения к самому себе. В результате одаренный ребенок становится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим выдержать внешние невзгоды, подстерегающие повсюду».
В своей педагогической деятельности нами было отмечено, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, очень любознательны, чаще всего у них отличная память, развитое внимание и большой словарный запас. И как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Прежде всего надо приучить к трудолюбию, терпению, усидчивости, к самостоятельности. Очень важно притеснять его, а создавать обстановку для творчества, чтобы почувствовал заботу и внимание со стороны взрослых, а также педагогическую поддержку. И тогда, будет счастлив не только сам ребенок и его родители, но и многие небезразличные окружающие его люди.
Одаренные дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Такие дети особо остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Любой одаренный ребенок выделяется отличительными, заметными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. «Но одаренные обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативное собственное мнение. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач».
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, в нашем случае, хореографической.
Основная трудность выявления в младшем школьном возрасте признаков одаренности состоит в том, что у детей непросто выделить собственно индивидуальные проявления признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Однако, успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.
Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание, и просвещение родителей; тут и соответствующая подготовка педагогов – подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы педагога хореографического искусства. Роль родителей в этом одна из важных, так как только родители знают и могут развивать возможности обучающего во всех областях – это и беседы, посещения концертов танцевальных коллективов, покупка книг, материалов, костюмов для занятий, да и вообще, полная заинтересованность во всем, чем занимается ребенок. Стимулирование своего ребенка – тоже немаловажная задача, она побуждает интерес к занятиям.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его посещений хореографических занятий.
Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала.
Любой педагог в своей хореографической деятельности сталкивался с тем, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки творческой одаренности у детей родителям и педагогам ни в коем случае не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие.
Подводя итоги, отметим, что развитие одаренной личности, ее творческой индивидуальности становится главной задачей в системе образования и воспитания детей. Изменение традиционных методов преподавания требует поиска инновационных путей воспитания и обучения каждого отдельного ребенка. Поиск способов развития творческой одаренности детей, занимающихся хореографией, должен быть основан на понимании педагогом общих закономерностей формирования и совершенствования способностей и развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Недостаточное знание способов развития творческой одаренности создает проблемы для самих одаренных детей, так как ребенок не может (или не умеет) сам реализоваться в полной мере.

Танцевальные упражнения как средство психологической разгрузки и здоровьесбережения на занятиях хореографии в рамках внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Сегодня хореография как одно из направлений художественного образования очень популярна, среди детей, подростков и их родителей. «Хореография» — от древнегреческого χορεία — «танец» — движение под музыку — один из древнейших видов народного художественного творчества. Люди с незапамятных времен любили танцевать, а современные ученые доказали, что под воздействием танцевальных движений в организме человека вырабатываются гормоны эндорфины, которые влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям. 
В среде танцев, как ни в какой другой, физическое развитие гармонично переплетается с эстетическим. Привить с ранних лет чувство прекрасного, научить грациозно двигаться, уметь слушать музыку, распознавать ее ритм – достойная задача педагога дополнительного образования
В настоящее время в связи с возрастающими нагрузками школьного обучения, амбициями родителей, дефицитом их внимания к детям, неспокойной обстановкой в семьях, дети всё чаще испытывают стресс — психологическое состояние, характеризующееся отсутствием внутренней гармонии и душевного равновесия, сопровождающееся страхом, гневом, агрессией, тревожностью, депрессией, эмоциональной неустойчивостью, снижением самоуважения и другими деструктивными состояниями. Одним из нестандартных элементов работы педагога дополнительного образования может быть введение в традиционные занятия хореографией элементов танцевальной терапии для того, чтобы содействовать улучшению психологического состояния детей.
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование движения под музыку как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Одной из составляющих танцевальной терапии является танцевальная игра. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать и выпустить боль, грусть, горе, злобу, агрессию.
Таким образом танцевальная терапия не учит движениям и стилям, она помогает найти собственный танец для каждого, здесь не существует правильного или ошибочного движения, все движения идут от души танцующего.
Подводя итог, мы видим, что танцевальные упражнения в системе танцевальной терапии выполняют здоровьесберегающую функцию и способствуют эмоциональной и физической разгрузке детей во внеурочной деятельности.