ВАШ РЕБЁНОК — ПЕРВОКЛАССНИК

«Держи меня, соломинка, держи! Когда вокруг шторма в двенадцать баллов…»
(цитата из песни, сл. Е. Шлионский)

Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная составляющая гармоничного развития и успешности ребёнка.

Одна из потребностей ребёнка любого возраста является поддержка. Думаю, что каждый из нас знаком с состоянием неуверенности, подавленности, разочарованности и т.п., когда просто жизненно необходимо взбодриться, получить подтверждение своей «окейности», своей силы. Ребёнок нуждается в поддержке гораздо чаще, чем мы, взрослые, можем себе представить. Многие из нас просто не умеют оказывать поддержку своему ребёнку. Можете ли Вы поддержать своего ребёнка, поступающего в школу? Если Вас интересует ответ на этот вопрос, тогда эта статья для Вас!

Обратимся к этимологии слова «поддержка». Значений данного слова несколько: 1. Действие. 2. Одобрение. 3. Опора для чего-нибудь. Действительно, когда ребёнок нуждаемся в поддержке, ему важно, чтобы кто-то для него что-то сделал, послужил опорой, помог встать на ноги в прямом или переносном смысле и выразил одобрение относительно чего-то очень важного для него.

В психологии потребность в поддержке объясняется неудовлетворённой потребностью в любви. Так вот поддержка — это одно из проявлений любви к своему ребёнку.

Предлагаю рассмотреть способы поддержки ребёнка, опираясь на 5 языков любви Гери Чепмена. Автор предположил, что у каждого из нас есть свой язык любви, на котором ребёнок «разговаривает» со своими близкими. Всего Гери Чепмен насчитал 5 таких языков:

• Слова поддержки
• Качественное время
• Получение подарков
• Акты служения
• Физическое прикосновение

Давайте рассмотрим способы оказания поддержки, говоря на языке любви.

«Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести»
(Вадим Шефнер)

СЛОВА ПОДДЕРЖКИ включают в себя слова ободрения, добрые слова и просьбы.
Очень часто поддержка ребёнку требуется в тех областях, где он чувствует себя не совсем уверенно. Слово «ободрять» несёт в себе смысл «пробуждать смелость». Чтобы научиться хвалить, необходимо помнить о некоторых моментах:
• Будьте искренними. Словам, идущим от самого сердца, хочется верить.
• Соблюдайте меру, не перегибайте палку.
• Выражайте благодарность, если чувствуете такую.
• Акцентируйте внимание на положительных качествах, способностях и успехах ребёнка.
• Добрые слова.
«Ласковое слово и кошке приятно» (Поговорка) Важно то, КАК говорить: манера речи, интонация, язык тела.

Просьба – это способ высказывать свои желания с поддержкой. Требования воспринимаются, как ультиматум. Просьба даёт выбор, подтверждая тем самым ценность ребёнка.

КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ – умение распределить своё время и уделить часть его ребёнку. Признаками проведения качественного времени с ребёнком являются ощущение близости, качественная беседа, качественная деятельность.

Близость определяется сфокусированным вниманием на ребёнке. Если Вы проводите время с ребёнком, а внимание Ваше сконцентрировано на чём-то своём (телевизор, журнал, телефон, компьютер и т.п.) – то вряд ли это будет поддержкой. Качественное время означает, что Вы что-то делаете вместе с ребёнком и отдаёте ему всё своё время. Действия придают смысл близости.

Качественная беседа – это прежде всего диалог, который предполагает, как слова, так и активное слушание другого.
«Человеку даны два уха и один рот, чтобы две трети своего времени он слушал, а одну треть – говорил» (Неизвестный автор)

В качественной беседе важно не просто слушать, но и СЛЫШАТЬ своего ребёнка. Ребёнку гораздо важнее знать, что его понимают. Выделим основные моменты качественной беседы:

Поддерживайте зрительный контакт с ребёнком. Этим Вы покажете, что Ваше внимание полностью направлено на него.
Отложите другие дела на потом. Не делайте одновременно два дела. Помните: качественное время – это отданное безраздельно ваше внимание ребёнку.

Пытайтесь понять чувства ребёнка. Задавайте себе вопрос «Что чувствует мой ребёнок?», проговаривайте ему свои гипотезы и получайте «Да-реакции», если гипотезы верны. Тем самым Вы показываете, что понимаете его чувства.
Наблюдайте за языком тела ребёнка. Тело не врёт. Может случиться так, что ребёнок говорит словами одно, а телодвижения говорят о другом. Проверяйте путём проговаривания.

Дайте выговориться, не перебивайте ребёнка. Исследования показывают, что в среднем после 17 секунд слушания человек перебивает и вставляет свои соображения. Помните — Ваша задача – поддержать.

Самораскрытие. Откровенность говорит о желании сблизиться. Очень часто ребёнку становится легче, когда он узнаёт, что не один столкнулся с проблемами.

Качественная деятельность – это действие, нужно сделать что-то вместе с приоритетом интересов ребёнка. Цель – пережить что-то вместе ради ребёнка.

ДАРЕНИЕ ПОДАРКОВ – это визуальное олицетворение внимания и любви. Стоимость и размер подарка часто не имеют значения. Ребёнок может подержать его в руках и вспомнить о Вас с мыслью: «Он думал обо мне». Подарки могут быть материальными и нематериальными.

«Наконец сбываются все мечты, лучший мой подарочек – это ты!» (цитата из м/ф).

Дарение самого себя — или подарок присутствия. Просто быть рядом, когда это необходимо, своё физическое присутствие во время кризиса — самый важный подарок, который Вы можете подарить.

ПОМОЩЬ — это действия, которые хочет получить от Вас ребёнок. Делая что-то для другого, вместо него или помогая ему, Вы оказываете поддержку. Делать это нужно добровольно, без принуждения. Помните, что это должен быть Ваш выбор.

ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ – данный вид поддержки осуществляется через физический контакт, но подходит не всем, в зависимости от границ личности.

«Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем человека вниз, либо поднимаем его вверх» (В.Б. Тальяферро).

Физическая помощь – часто именно в таком виде поддержки нуждается ребёнок. Подставить плечо, помочь подняться, встать на ноги, протянуть руку помощи, дать опору — это не только аллегории, но и реальность.

Прикосновение – очень важный механизм социального взаимодействия. Во время физического контакта, подаренного с любовью, вырабатывается окситоцин – гормон любви. Поэтому очень важен телесный контакт с детьми. Они чувствуют, что любимы.

Обнимание. Во время кризиса люди почти инстинктивно обнимают друг друга. Физическое прикосновение – мощнейшее средство передачи любви. Учёные советуют обнимать как минимум восемь людей в день, чтобы быть в хорошем настроении, быть добрее.

«Мы не всегда можем изменить положение вещей, но мы всегда сможем выжить, если чувствуем, что нас любят» (Г. Чепмен)

Мы рассмотрели пять языков поддержки, которые можно пробовать и использовать, как для других, так и для себя. Помните, если Вам нужна рука помощи, прежде всего, посмотрите на свои руки!