О различиях в скорости обучения детей

«Кто-то рождён великим, кто-то достигает величия, а кого-то поднимает великая волна». – У.Шекспир.

Ребёнок может быть «рождён великим» или «достигать величия» постепенно. Существуют разные типы детей по скорости обучения: бегуны, ходоки, бегуны. Чтобы лучше понять эти типы, возьмём для примера обучение на езде на велосипеде.

БЕГУНЫ

Такие дети видят, как кто-то катается на велосипеде, затем садится за руль и едет. Они быстро обучаются, «всё схватывают на лету», но, если не ставить перед ними сложных задач, скоро теряют интерес к предмету. Обучение им даётся легко потому, что у них есть талант в данной сфере.

ХОДОКИ

На то, чтобы научиться ездить на велосипеде, у такого ребёнка уйдёт несколько недель. Они всё делают сами потихоньку. Эти дети хорошо реагируют на объяснения учителя и с каждой новой попыткой улучшают свои результаты. Возможно, вначале такому ребёнку потребуется приставные колёсики по бокам, но через пару недель он уже будет ездить на двух колёсах. Эти дети занимаются несколько больше, чем другие, успевают лучше, и помощь взрослых приносит им пользу. С такими детьми бывает настолько легко ладить, что в результате они нередко недополучают внимания и заботы.

ПРЫГУНЫ

На то, чтобы научиться ездить на велосипеде, у прыгунов может уйти несколько лет. Они слушают объяснения преподавателя, но вперёд не движется. Кажется, они не добиваются успехов, процесс обучения внешне не проявляется. Если проявлять настойчивость, через два года такие дети внезапно сядут на велосипед и поедет. Им необходимо объяснять несколько раз. Часто этим детям не уделяется того времени и внимания, которые необходимы им для совершения прыжка. Без поощрения и настойчивости эти дети опускают руки и никогда не реализуют свой внутренний потенциал. При обучении прыгунов важно терпение и не отворачиваться от них.

Дети могут быть сильными в одной сфере, и слабее – в другой. Это нормально и естественно.

Одна из самых больших ошибок, совершаемых взрослыми, состоит в том, что они начинают сравнивать детей друг с другом. Если ребёнок оказывается прыгуном в некоторых сферах и сопротивляется обучению, часто взрослые приходят к выводу, будто с ребёнком что-то не в порядке.

Разочарования взрослых обусловлены тем, что они ждут от детей, чтобы они были иными, чем они есть.
Давайте помнить о том, что все дети – разные, и будет легче избрать правильный подход к каждому ребёнку.

Составлено по материалам книги Джона Грэйя «Дети с небес»,
аудио-лекций ведического психолога Руслана Нарушевича «Дети с небес».

С уважением к Вам, педагог-психолог Светлана Викторовна