Механизмы формирования зависимости. Памятка для родителей.

Ребёнок (как и любой человек) с точки зрения психологов, практикующих гештальт подход (одно из направлений психологии и психотерапии), рассматривается как целостная и саморегулирующаяся система. Цель данной системы – обеспечить себе устойчивость.

Жизнедеятельность ребёнка – непрерывный поток активностей, благодаря которым он поддерживает себя в относительно устойчивом состоянии через доступные ему функции (установление и поддержание отношений и т.д.).

Но в системе могут существовать ограничения, определяемые особенностями личности ребёнка, условиями развития. Например, ребёнок оказывается беспомощным в жизненных ситуациях, где необходимо справиться со своими переживаниями, не может отстоять свою позицию в группе или выбрать дело по душе и т.п. Подобные жизненные ситуации выводят ребёнка из равновесия. Если у ребёнка нет средств, ресурсов для того, чтобы восстановить равновесие, то ребёнок принимает любой суррогат, предлагаемый средой.

Например, наркотики, сигареты, алкоголь и т.д. Таким образом, наркотики могут служить средством ослабления тревожного состояния, облегчить общение, сгладить переживание или могут выполнять функцию протеста.

Формирование зависимости связано с концепцией накопления и разрядки напряжения (вследствие незаконченных действий). Незаконченными действиями могут быть невыраженные чувства, остановленные действия, сдержанные слёзы и (или) крики, запрет на неугодные действия.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку справляться с жизненными ситуациями, «выводящими его из равновесия»?

1. Обнаружить эти ограничения (дефициты), трудности.

2. Помочь ребёнку найти и освоить ресурсы (новые способы реагирования, поведения, выражения эмоциональных переживаний), помогающие справиться с той или иной жизненной ситуацией, то есть обходиться без средства-суррогата.

3. При необходимости можно обратиться к психологу.

Успехов Вам, уважаемые родители!

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №24» Чигасова Светлана Викторовна