Демонстративное поведение

Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития школьника – его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённые представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.

Несовершеннолетним часто свойственно демонстративное поведение, то есть поведение, преследующее (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы.

Демонстративному поведению свойственны две основные составляющие:
– стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих;
– отсутствие объективности по отношению к другим и к самому себе.

Демонстративность в таком поведении проявляется как подчеркнутая выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих. Типичными поведенческими средствами привлечения внимания служат чрезмерная эмоциональная возбудимость и экспрессивность, разговорчивость, театральность, склонность к преувеличениям, фантазированию и лжи, кокетство, капризность, упрямство, экстравагантные либо антисоциальные поступки и даже инсценировка самоубийства.

Такой тип поведения часто провоцируется особенностями подростковой психики и такими личностными качествами, как чрезмерная чувствительность, склонность все относить к себе, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, внушаемость, инфантилизм, эмоциональная и сексуальная незрелость. Яркие и устойчивые формы подобного поведения демонстрируют, как правило, незрелые либо патологические личности.

Для несовершеннолетнего очень важно мнение значимого для него окружения и, вообще, мнение других людей о нем. Из мнений окружающих о себе во многом выстраивается его собственная самооценка. При этом недостаток жизненного опыта не позволяет адекватно оценивать себя и других.

У детей демонстративное поведение чаще всего служит выражением недостатка чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких.

У подростков демонстративное поведение обычно обусловлено наличием острых неосознаваемых реакций на кажущуюся или реальную угрозу. Оно имеет целью избежать ожидаемого наказания, перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным. Так совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость либо напугать. Нередко демонстративное поведение включает в себя нанесение себе повреждений, псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента.

Примеры явного демонстративного поведения:
— использование различных броских элементов в одежде, прическе, разного рода аксессуаров;
— татуировки, пирсинг, шрамирование;
— обозначения принадлежности к молодежным и иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, поклонники различных рок-групп и др.) и т.п.

Наблюдая за школьниками во время урока, на переменах, можно видеть, как некоторые из них бессмысленно раскачиваются телом, трясут головой, сосут пальцы, стучат одним предметом о другой. Все эти лишние, ненужные движения – проявления аутостимуляции, способы защиты психики от сверхсильных для неё раздражителей.

Любое негативное проявление отражает определённые нарушения в развитии ребёнка. Причины этих нарушений различны, но, как правило, у их истоков – те или иные неблагополучия на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте). Давно известна закономерность: чем меньше возраст ребёнка, тем больше влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни.