Адаптация учащихся 5-х классов

Адаптация учащихся пятых классов – один из важных аспектов – кто из учителей, завучей, психологов и даже родителей не произносит эти слова ежегодно, отправляя в школу и встречая там таких восторженных, растерянных, сияющих как медные пятаки от гордости “Ура! Я взрослый!” и дрожащих от волнения “Мама, а как я запомню столько учителей? А по кабинетам нас будут водить?” пятиклассников. Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять, как ему сложно, помочь ребенку и его родителям справиться с трудностями и переживаниями – вот основные задачи школьного психолога в этот период.

Что ощущает ребенок (ученик, пятиклашка), оказавшись в средней школе? ОН – как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! И как хорошо, если простроена система – своеобразный скафандр, который не только оберегает, но и помогает ребенку. Заботится о нем, упорядочивает вращение метеоритов (родителей, педагогов, психологов) вокруг планеты “Пятый класс”.

В чем же заключается система, из чего состоит “скафандр” и как подчинить системе вращение “метеоритов”?

В первую очередь – это наблюдение и работа непосредственно с детьми.

Наблюдение (начиная с конца апреля четвертого класса), в процессе которого можно увидеть не только как работает ребенок (уровень работоспособности), но и каков его характер, как его принимает коллектив, и что из себя представляет сам коллектив. Ведь урок для пятиклашки, тем более новый, с незнакомым педагогом – это тоже экстремальная ситуация!

Классные часы – вот где психолог может осуществить свои идеи и задумки! Интервью педагогов, пазлы из имен учителей – предметников и лабиринт из названий предметов (см. Приложение 1), обыгрывание ситуаций, как можно пошалить на уроках и роли строгих педагогов – все это оказывается так интересно, и на планете “Пятый класс” жить почти не страшно! Да к тому же планета совсем не одна, она постоянно в окружении “метеоритов”:
Родители

Нет никого и ничего важнее для наших пятиклашек, чем их родители. И так должно быть!

Первое родительское собрание в пятом классе – это и знакомство, и собственная презентация, решение тут же возникших проблем и предупреждение возможных, ну и конечно наблюдение (теперь понятно, почему Витя все время перебивает учителя, а Даша по любому поводу заразительно хохочет!). Главное постараться, чтобы эта первая встреча не превратилась в длинный монолог, а стала продуктивным искренним диалогом между психологом и родителями, ведь от этого зависит, будет ли родитель “метеоритом”, крутящимся вокруг планеты, или станет взбалмошным “астероидом”, имеющим свою орбиту и уходящим в чужие галактики! Конечно, одного собрания недостаточно, приходится встречаться с родителями в течении года по нескольку раз и если они приходят на собрание и консультации – это победа!