Общение с детьми, переживающими горе

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребёнка. В первые недели может наблюдаться тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.

2. В первые недели может наблюдаться гипертрофированная реакция на незначительные стрессовые события – плохая оценка, конфликт с родителями или с друзьями, любые неудачи в делах. Поэтому рекомендуется относиться с большим пониманием к реакции ребенка. Если возможно, то составить личную беседу наедине о том, что его так расстроило на самом деле.

3. Вопреки бытующему мнению с детьми стоит говорить на «запретные» темы, как воровство, болезнь, больница, смерть. Этим взрослый показывает детям, что с ними можно говорить о чем угодно. Если же из¬бегать подобных тем, то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться свои¬ми переживаниями, не видит никого, к кому он мог бы обратиться. Ребенок может почувствовать себя одиноким или брошенным наедине со своими переживаниями, горем, что может спровоцировать его агрессивное поведение, часто направленное на себя, в крайних случаях даже сведение счетов с жизнью.

4. Если ребёнок хочет поговорить о своем горе – выслушайте его, не отвлекаясь на посторонние дела. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, и сердцем. Обнимите ребёнка, возьмите его за руку (если это приемлемо). Прикосновение имеет для ребёнка огромное значение, это позволяет ребёнку почувствовать, что вы заботитесь о нём и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о горе и делайте это сами.

5. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребёнка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда происходит утрата, беседы об этом помогут сохранить добрую память. Не настаивайте, если дети сами не хотят говорить.

6. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы об утрате. Взрослый никогда не должен бояться сказать: «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребёнка, её религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребёнка.

7. Покажите ребёнку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. Открытое выражение чувств способствует облегчению состояния.

8. Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребёнка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребёнок говорит, что считает себя виноватым, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь».

9. Старайтесь быть в контакте с родителем или лицами, его заменяющими. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьёй, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребёнка, в его привычках. Помните, ребёнок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.

10. Избегайте обвинений. Если трагедия была вызвана человеческой насилием или ошибкой, будьте осторожны и не вините культурные, национальные или этнические группы людей или людей с психическими расстройствами.

11. Поддерживайте режим дня и рутины. Чтобы дать ребёнку ощущение нормальности жизни, поддерживайте обычный режим ужинов, домашних работ и ухода ко сну.

12. Проводите больше времени вместе. Особое внимание с вашей стороны может усилить чувство безопасности вашего ребёнка. Проведите с ним больше времени, читая или укрывая одеялом перед сном. Если у вашего ребёнка проблемы с засыпанием, разрешите спать с включенным светом или в вашей комнате ненадолго. Дополнительные объятия тоже могут.

13. Детям страшно. И в своем страхе они будут опираться на значимых взрослых. Мы не знаем, повториться ли эта трагедия, поэтому трудно обещать, что больше никогда. Если вы уверены, что не повториться, то обещайте. Ищите формулировки, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя снова в безопасности. Чувство безопасности — это то, что сейчас от вас требуется.

14. Самое время поговорить о правилах, которых следует придерживаться в толпе, при пожарах, во время всеобщей паники в местах скопления людей. Пусть этот контракт, что если действовать по правилам, то останешься в живых, будет у ребёнка в голове. Мы, конечно, с вами знаем, что никто ничего не гарантирует. Но лучше хоть какие-то опоры, чем никаких.

После трагедии ребёнок может испытывать разные чувства: страх, шок, злость, тревогу или скорбь.

• Если ребёнок учится в начальной или средней школе. У школьников могут начаться кошмары или другие проблемы со сном. Они могут бояться идти в школу, плохо концентрироваться на уроках или раздражаться без видимой причины.
• Если ваш ребёнок — старшеклассник. Подростки могут отрицать то, что они расстроены. Некоторые дети могут жаловаться на физическую боль, потому что не могут определить, что их беспокоит. Другие могут начать спорить или сопротивляться родительскому авторитету.

Comments are closed.